Руины замковой брамы

Описание туристических объектов города Заславль

Как и обещал в предыдущей записи, предлагаю вашему вниманию краткое описание туристических объектов города Заславль с туристической карте города.

В начале небольшое отступление об истории города Заславль:

В 1967 году в Заславле, тогда городском поселке Минского района (город с 1985 г.), был создан историко-археологический заповедник. В 1986 году Постановлением Совмина БССР образован Историко-культурный заповедник «Заславль». Он объединяет городище «Замэчак» X — XI веков, многослойное городище «Вал» XI — XVII столетий, кальвинистский храм конца XVI
— начала XVII в., костел Рождества Наисвятейшей Девы Марии 1779 г., флигель дворца Пшездецких конца XVIII вв., а также расположенный в черте города и его окрестностях курганный некрополь X — XII веков и другие интересные исторические достопримечательности.

Изначально Заславль называли Изяславлем. в XII веке, при наследниках легендарно знаменитого полоцкого князя Всеслава Брячиславича («Всеслава Чародея»), город стал центром удельного княжества, а затем на два столетия исчез со страниц летописей. Уже находясь в составе Великого княжества Литовского (ВКЛ), город стаи принадлежать великокняжеской династии Гедиминовичей. В 1345 году великий князь литовский Ольгерд и его родной брат Кейстут передали Изяславль во владение своему сводному брату Явнуту. Потомки Явнута Гедиминовича именовались князьями Заславскими. И само название города претерпело изменения: в письменных источниках он фигурирует уже как Ижеславль, Жеславль, Жаславль, Зеслав, Заслав…

Перейдя от князей Заславских к магнатам Глебовичам, Заславль существенно изменился. В нем появились замок, бастионного типа, монументальные культовые сооружения, сформировался живописный ансамбль Рыночной площади — средоточия городской жизни. Эпохой подъема для Заславля можно назвать вторую половину XVIII столетия, когда город был приобретен
нодканцлером ВКЛ графом Антонием Чшездецким, а затем перешел к его наследникам. Резиденция владельцев Заславля переносится в имение Заслав — там были построены кирпичный дворец с флигелями, разбиты парки, созданы пруды на реке Княгиньке.

Войдя в состав Российской империи после второго раздела Речи Посполнтой (1793), Заславпь обрел статус местечка в Минском повете и центра волости. Постройка Либаво-Роменской железной дороги в 1873 году привнесла свежую струю в его провинциальное существование.

Ныне Заславль — один из наиболее посещаемых туристами городов Беларуси с разнообразной и постоянно обновляемой палитрой культурных начинаний, предложений, инициатив. Здесь проводятся средневековые фестивали, рыцарские турниры, этнографические праздники, кирмаши… Здесь сохранились ценные памятники археологии, истории, архитектуры, соприкасаясь с которыми, словно погружаешься в тысячелетние глубины прошлого, перетекающего в настоящее и грядущее…

1. Городище «Замэчак»
«Замэчак» по-белорусски означает «небольшой замок». Располагается городище нa юге-западной окраине города, и заболоченной пойме реки Черница, а также па вершине и северо-восточном склоне холма, который возвышается над поймой реки нa 24 м. Городище возведи в последнее десятилетие X в. Его внутренняя площадка почти круглая, диаметром 70-74 м. Высота земляного кольцевого вала составляет 3 м при ширине в основании 13 м, его внешние склоны бы укреплены наклоненным частоколом, а верх защищала срубная деревянная оборонительная стена. Вокруг вала проходил ров шириной 11 м и глубиной 3,5 м, не заполнявшийся водой. Отсутствие в Заславле других укреплений X в. позволяет считать городище «Замэчак» остатками города-крепости Изяславль, основанного, по летописным источникам, князем Владимиром для Рогнеды и Изяслава.

2. Мемориальный знак к 1000-летию христианства в Беларуси
В 1992 году на «Замэчке» был установлен мемориальный знак, выполненный в виде креста на круглом постаменте. 992 год ознаменовался созданием первой в Беларуси епархии — Полоцкой, но этому предшествовали драматические события: «кровавая свадьба» князя Владимира с полоцкой княжной Рогнедой, насильственный переезд се в стольный Киев, попытка покушения на Владимира и, наконец, ссылка гордой Рогнеды-Гориславы с сыном Изяславом сюда, в «отчину»…

Мемориальный знак к 1000-летию христианства в Беларуси

Мемориальный знак к 1000-летию христианства в Беларуси

В 988 году, после крещения, князь Изяслав занял полоцкий престол. Рогнеда, приняв монашеский постриг под именем Анастасии, осталась в Изяславле, построила на Черной торс монастырь, у стен которого и была похоронена в 1000 г.

3. Памятник Рогнеде и Изяславу
Имена Рогпеды и ее сына «книжника» Изяслава значатся в числе первых имен, появившихся на страницах древнерусских летописей. Их полная драматизма человеческая судьба давно волнует воображение историков, поэтов, писателей, художников. Сколько произведений литературы и искусства создано во славу Рогнеды и Изяслава!

Памятник Рогнеде и Изяславу

Памятник Рогнеде и Изяславу

Сколько легенд и преданий сложено о них в народе! Они вознесены в благодарной памяти потомков па высокий пьедестал. Памятник в их честь, полный исторической символики, открыт в Заславле у Дома культуры «Свiтанак» в 1993 году по проекту скульптора А. Артемовича и архитектора И. Морозова.

4. Заславский замок
Город-крепость Изяславль был основан великим киевским князем Владимиром не на пустом месте. Строился он в километре от расположенного у впадения Черницы в Свислочь поселения, которое выполняло роль административного пункта для управления округой и сбора княжеской дани. Впоследствии, с угасанием «Замэчка», именно сюда переместился исторический центр Изяслаачя. В XVI -XVII вв. на месте укреплений, возводившихся еще с конца XI в., магнатами Глебовичами был построен бастионный замок. Валы высотой 8 — 9,5 м имеют форму неправильного многоугольника со сторонами 188,166, 90 и 60 м по углам его располагались земляные бастионы. Попасть внутрь можно было через двухэтажную въездную башню в южной куртине, по подъемному мосту. Замок был окружен водами искусственного озера, образовавшегося в результате сооружения плотин на реках Свислочь и Княгинька.

5. Руины замковой брамы
Въезд в замок устроили с южной стороны, поставив кирпичную браму — двухэтажную постройку размером 25×2.5 м с толщиной стен более одного метра. С северной стороны также находилась брама, но меньших размеров. Перед южной брамой прорыли ров, поднятые плотинами воды реки Свислочи образовали искусственное озеро, которое кольцом окружало замок, придавая ему островное положение.

Руины замковой брамы

Руины замковой брамы

С городом его соединял подъемный мост. Внутри крепости располагалась резиденция владельцев города. Замковые сооружения были разрушены во время Тринадцатилетней войны с Россией (1654 -1667), и только южная брама дошла до наших дней в руинах.

6. Кальвинистский храм (сбор) ныне Спасо-Преображенская церковь
Возведен в конце XVI — начале XVII в. Это прямоугольное в плане здание под высокой двускатной крышей — выразительный памятник архитектуры ренессанса, наделенный простотой и цельностью композиционно-декоративного решения. С запада к храму примыкает башня-звонница, 35-метровая, квадратная в основании и восьмигранная в последующих ярусах.

Кальвинистский храм - ныне Спасо-Преображенская церковь

Кальвинистский храм - ныне Спасо-Преображенская церковь

В 1626 г. храм был освящен как костел Св. Михаила-архангела, а спустя полвека при костеле был основан доминиканский монастырь, закрытый царскими властями после восстания 1830-1831 гг. Вскоре та же участь постигла и костел, ставший позже Спасо-Преображенской церковью.

7. Рыночная площадь
15 XI — XII вв. в месте пересечения трех дорог (в направлениях на Логойск, Раков и Минск) возникла площадь треугольной формы. Окончательное формирование площади состоялось в 20 — 30-х гг. XVII в.. когда владельцем Заславля был Миколай Глебович, именно в то время на южной окраине площади был построен костел. Наибольшее же значение площадь приобрела в конце XVII — XVIII столетий, когда Заславль был центром графства. Минский войт Антоний Пшездецкий, владелец Заславля, получил королевский привилей на проведение здесь четырех ярмарок в году и ежевоскресных торгов. Происходили они на Рыночной площади. К 1000-летию Заславля, в 1985 году, тут был установлен памятный камень, в подножие которого замуровано послание к потомкам.

8. Детский музей мифологии и леса
Лесовика и волколака, батника и водяника, гаёвок, кадука и многих других таинственных и неведомых обитателей, живших, по поверьям наших предков, в лесах, можно увидеть в единственном в Беларуси Детском музее мифологии и леса.

Экспозиция, расположенная в здании Заславского лесничества, начинается с галереи мифических образов, воплощенных в вытинанках работы Елизаветы Червонцевой. Прелюдия галереи плавно переносит посетителей в мифический лее, наполненный таинственными, чарующими звуками, с ожившими лесными духами, рядом с которыми мирно уживаются птицы и звери — обитатели реального леса.

9. Костел рождества Наисвятейшей Девы Марии
Деревянный костел был заложен на Рыночной площади еще в 1625 г., а полтора столетия спустя, в 1779 г, нa его месте поднялась эта барочная святыня утонченного силуэта. Вытянутые вверх пропорции небольшого по размеру храма создают впечатление восхитительной стройности и хрупкости. Удивительно совершенной и изящной формой костел обязан известному итальянскому архитектору-Карло Спампапи.

Костел рождества Наисвятейшей Девы Марии

Костел рождества Наисвятейшей Девы Марии

Под его наблюдением возводился храм, украсить который лепниной и скульптурными образами. Спампани пригласил Кароля Ельского. Живописные картины написал Антоний Смуглевич. В 1868 г. костел был освящен как церковь Рождесгеа Богородицы. Разрушенный в 1944 г., костел находится на реставрации. Сейчас в нем вновь проходят богослужения католической общины.

10. Музейно-выставочный комплекс
Комплекс расположен на Рыночной площади. В нем представлены гобелены «Рогнеда», «Молитва» и «Полоцкие колокола», созданные белорусскими художниками Ольгой Демкиной и Юрием Пискуном по мотивам древней истории Заславля и Полоцка. Здесь же, в экспозиции «Музыка вячорак», можно увидеть и — что куда интереснее — услышать музыкальные инструменты, бытовавшие в разных регионах Беларуси.

11. Крупнейшая в Беларуси коллекция «маляваных дываноу»
«Расписные ковры» — так переводится это белорусское словосочетание — как будто соединяют красоту природы и бесконечно текущую жизнь с человеческой мечтой, рожденной в сердце художника. Этот феномен художественного творчества можно увидеть в выставочном комплексе музея, в фондах которого хранятся 182 ковра. Коллекция собиралась сотрудниками музея-заповедника по всей Беларуси. Шедевры творчества универсального таланта Язэпа Дроздовича туг соседствуют с проникновенными работами мастерицы со Случчины Алены Киш: неповторимые по рисунку и колориту ковры 30 — 50-х гг. XX ст. органично смотрятся рядом с произведениями современных белорусских художников.

12. Музей «Хата завознiка»
Рядом с железнодорожным вокзалом разместился этнографический уголок экспозиции. Это, если угодно, музей под открытым небом, пусть и небольшой, но очень интересный. Деревянные, музеефицированные постройки начала XX века представляют повседневную местечковую жизнь уже далекой от пас поры.

Хата завознiк

Хата завознiк

Одним из объектов экспозиции является — «хата завозчiка». Ранее в ней останавливались те, кто завозил (отсюда и название -завозит-) зерно на помол. — она служила непритязательной гостиницей, в которой можно было найти «и стол, и кров». Как и сто лет тому назад, хата по-прежнему принимает гостей…

13. Музей «Млын»
Хлеб — всему голова, говорят в народе. Но чтобы эта поговорка сбылась, «млын» (мельница) прежде всего должен сказать свое веское слово. Здешняя паровая мельница на ходу. Это не мертвый музейный экспонат — мельницу в любой момент можно запустить в работу, которую она исправно выполняла долгое время (с 1910 до 1946 года), надежно служа жителям Заславля, и не только. В 1930-х гг. паровой двигатель (локомобиль) заменили на дизельный (фирмы «PERCUN», Варшава. 1927 года выпуска), который в 1949 г. был сменен электрическим.

14. Музей «Кузня»
Без кузнеца не обходились ни деревня, ни местечко, ни город… Погрузиться в мир этого непростого «жаркого» ремесла современному туристу как раз и поможет этот музей. Доставили кузницу сюда с Воложинщины. Ей более 80 лет. Наблюдая за завораживающим процессом ковки, трудно не удержаться, да и самому в нем не поучаствовать — уж хотя бы молотами постучать…

15. Музей «Дот»
Музей был открыт в июле 2004 года. Дот — это, сокращенно, долговременная огневая точка. Подобные сооружения возводились в 30-х годах XX века вдоль тогдашней советско-польской границы.

В трехамбразурном доте, рассчитанном на 12 военнослужащих, воссоздана боевая обстановка: три станковых и один ручной пулемет с боекомплектами, перископ для кругового наблюдения за противником, фильтро-вентиляционная система, средства связи. А у амбразур по-прежнему «несут свою боевую вахту» красноармейцы (представленные в виде манекенов).