Туристическая карта города Слонима

Туристическая карта города Слонима

Предлагаю вашему вниманию туристическую карту города Слонима, вместе с описание основных туристических объектов, надуюсь карта будет полезна любителям путешествовать.

Город Слоним стал центром района площадью в полторы тысячи квадратных километров в 1940 году. Теперь это один из крупнейших городов Гоодненщины — в нем 51 тысяча жителей, а в самом районе проживает — около 20 тысяч человек.

В широкой речной долине реки Щары, притока Немана, родился Слоним в первой половине XI века как опорный пункт местных князей, однако в летописях появился значительно позднее: впервые в 1252 году под названием Услоним, три года спустя — как Вслоним. Со временем он стал столицей удельного княжества, которое в конце XIII столетия вошло в состав Великого княжества Литовского. В 1566 году город становится поветовым центром в Новогрудском воеводстве. Правили поветом и городом наместники, потом — старосты. В должности слонимского старосты в разное время побывали могущественные магнаты Хрептовичи, Радзивиллы, Волловичи, Сапеги, Огинские.

Историческое ядро города закрепляется на возвышенном левом берегу реки Щары, где возводятся монументальные культовые постройки, ратуша, формируются торговые площади и жилые кварталы…

Крупный взлет Слоним пережил в конце XVIII столетия, когда им владел гетман великий литовский, богатейшей аристократ Михал Казимир Огинский (1730-1800), который превратил город над Щарой в крупный, европейского масштаба очаг культуры.

Туристическая карта города Слонима

Туристическая карта города Слонима

  1. Замчище
  2. Аустерия
  3. Слонимский краеведческий музей им. И. Стабровского
  4. Мужской бернардийский монастырь
  5. Синагога
  6. Ратуша
  7. Женский бернардийский монастырь
  8. Спасо-Ппреображенский собор
  9. Фарный костел Св. Андрея

 

Канал Огинского

Так доныне называют жители Слонима левый рукав реки Щары, выпрямленный по инициативе и на средства Михала Казимира Огинского в 70-80-х годах XVIII столетия. Как будто прочерченный под линейку, этот канал делит город на лево и правобережную части, являясь неотъемлемой частью романтического пейзажа исторического центра города. В эпоху Огинского на берегу канала располагался знаменитый театр «Опернхауз», где ставились новинки оперного и балетного искусства Европы и выступали знаменитые зарубежные артисты и местные уроженцы. Театр располагал уникальной сценой, позволявшей демонстрировать батальные сцены на суше и на море, а сложное сценическое оборудование превращало спектакли в феерические зрелища со стремительной сменой декораций… «Усадьбой муз», «Северными Афинами» восторженно именовали тогдашний Слоним те, кто здесь бывал. Теперь на месте театра городской парк.

Мужской бернардинский монастырь

Архитектурный ансамбль бернардинцев образуют примыкающие друг к другу здания костела (ныне Свято-Троицкая церковь) и монастыря. Первоначально деревянный храм в 1645 году стал кирпичным. Мощная вертикаль трехъярусной, завершенной высоким шатровым покрытием башни-звонницы придает сооружению монументальную скульптурность. Стены укреплены контрфорсами и прорезаны большими арочными окнами. По обеим сторонам от алтаря размещены квадратные в плане каплицы со шлемообразными куполами живописного силуэта. Использовались они как фамильные усыпальницы именитых жертвователей обители, чьи захоронения позднее были перенесены в крипту под алтарем. П-образный двухэтажный монастырский корпус перестраивали до середины XVIII века, а после ликвидации монастыря в 1864 году реконструировали для нужд православного духовного училища. Сейчас в здании находится интернат.

Ратуша

Двухэтажная каменная ратуша — в ней ныне размещается библиотека — построена в середине XVIII столетия. Кроме покоев для членов магистрата и зала заседаний, здесь в прошлом были помещения суда, гауптвахты, архива. Магдебургское право город получил в 1531 году, а спустя 60 лет, подтверждая это право, король польский и великий князь литовский Сигизмунд III Ваза даровал Слониму герб: на голубом поле золотой лев, держащий в лапе стрелу с двумя перекладинами на древке. Самоуправление дало толчок развитию промыслов, культуры, коренным образом изменило жизнь города над Щарой. Уже в начале XVII столетия местные ремесленники объединяются в цехи кожевников,столяров, ткачей, ювелиров, кузнецов… Налаживание регулярных торгов обусловило формирование вблизи ратуши Рыночной площади, которая к XIX столетию включала в себя уже более полутораста лавок. Ее место в настоящее время занял бульвар.

Синагога

Возведенная из кирпича в 1642 году синагога являлась архитектурной доминантой старой торговой площади. Мотивы безопасности наложили отпечаток на ее тяжеловесный облик: массивные, двухметровой толщины стены, лишенные декора; высоко поднятые, удлиненные окна-щели. Лишь главный фасад был акцентирован фронтоном мягкого барочного контура. Вместе с тем, однако, интерьер поражал утонченным орнаментально-декоративным оформлением: фрески, лепнина, обильная архитектурная пластика -все это было пронизано духом аллегорической символики иудаизма. Ныне здание не используется.

Краеведческий музей

Располагается в бывшем жилом доме конца XIX — начала XX столетия, искусно украшенном ажурной орнаментальной кирпичной кладкой. На его фасаде — мемориальная доска в честь основателя музея, известного археолога, уроженца Слонимщины Иосифа Стабровского (1870-1968), чьи коллекции исторических, археологических и этнографических экспонатов составили основу богатой музейной экспозиции, открытой еще в 1929 году. Земной путь И. Стабровского завершился в родовом имении Орловичи на Слонимщине. Музей обрел нынешнюю прописку в 1957 году и ныне носит благородное имя своего создателя.

Костел Св. Андрея

Костел Св. Андрея — блестящий памятник архитектуры позднего белорусского («виленского») барокко. Святыня возведена в 1775 году, восстановлена в 1990-х годах. В ее композиции доминируют двухъярусные башни, увенчанные фонариками на фигурных главках и соединенные изящным фронтоном. Башни поставлены под углом к волнистой линии фасада, что придает зданию подчеркнутую экспрессию. В нишах над входом помещены динамичные деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла. Арочные окна, прорезая стены, заливают светом высокий молитвенный зал. Его главный алтарь исполнен из искусственного мрамора в виде портика со сдвоенными коринфскими колоннами, несущими «разорванный» фронтон. Декоративная роспись стен, лепнина боковых алтарей и амвона довершают убранство интерьера. Справа от костела сохранился корпус госпиталя XVIII столетия, используемый сейчас как плебания (дом ксендза).

Женский бернардинский монастырь

Архитектурный комплекс включает жилой корпус монастыря и костел Непорочного Зачатия Девы Марии, отстроенный в кирпиче к 1670 году и обращенный к улице алтарем с фигурной рамой. Внешне скромный костел отличается внутри богатой пластикой. Художественную ценность ему придают семь алтарей, амвон и исповедальня, мастерски исполненные в стиле рококо по эскизам знаменитого виленского архитектора Иоганна Глаубица. Приставленная вплотную к западному фасаду костела трехъярусная башня-звонница соединена с монастырским корпусом, пристроенным к храму лишь в 1760-х годах. Двухэтажное здание образует внутренний прямоугольный замкнутый двор. В кельях, выходящих окнами наружу, и в коридорах, обращенных внутрь двора, сохранились крестовые своды. За долгую историю строительства монастырский ансамбль бернардинок органично вобрал в себя черты архитектуры барокко и классицизма.

Спассо-Преображенский собор

В облике собора проступают черты стоявшего здесь прежде и запечатленного на гравюре XIX века костела Божиего Тела монастыря каноников латеранских, приглашенных сюда в 1650 году маршалком литовский Яном Станиславом Сапегой. После упразднения монастыря в 1845 году и перехода костела в православие святыня сохранила свою прежнюю структуру, однако для большей убедительности перед нею соорудили трехъярусную звонницу. Храм пал от рук воинствующих атеистов в 1963 году, но теперь, заметно прибавив в объеме по сравнению с прежним костелом, возобновил свою деятельность на том же месте.

Альбертин

Это — бывшая резиденция крупных землевладельцев Пусловских. С 1965 года она входит в городскую черту Слонима, располагаясь в четырех километрах от его центра. Начало некогда роскошной усадьбе в первой половине XIX века положил Войцех Пусловский (1762-1833) — предводитель дворянства (маршалок) Слонимского повета. При нем же в Альбертине начал формироваться мощный промышленный комплекс, который включал в себя разнообразные мануфактуры. До наших дней тут уцелели дворец, жилой и служебный флигеля, здание конюшни, пилоны въездной брамы и фрагменты старинного парка с водоемами.

Справочная информация:

Железнодорожный вокзал, ул. Вокзальная, 11, тел. 8(01562)2-50-33.
Автовокзал, Ул. Советская, тел. 8(01562)2-55-71.
Гостиница «Щара» городского унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Ул. Первомайская, 19,
тел. 8(01562)2-35-02.
Районный историко-краеведческий музей им. И. Стабровского. Пл. Ленина, 1, тел. 8(01562)2-16-26.
Выставочный зал районного историко-краеведческого музея им. И. Стабровского. Д. Жировичи.

Дополнительно представляю краткую информацию о Свято-успенском Жировицком монастыре (Жировичи)

Свято-успенский Жировицкий монастырь

Свято-успенский Жировицкий монастырь

  1. Успенский собор;
  2. Явленская церковь;
  3. жилые корпуса;
  4. хозяйственные постройки;
  5. Крестовоздвиженская церковь.

Согласно церковному преданию, в 1470 году в имении Жировицы (так прежде называлась сегодняшняя деревня) случилось мистическое событие -явление на дикой груше чудотворного образа Божией Матери. Для него спустя некоторое время строится здесь деревянный храм, уничтоженный пожаром в 1520 году. А казавшаяся истребленной пожаром икона была вторично явлена детям в руках Богоматери, сидевшей на камне неподалеку от пепелища.

Святыню перенесли в деревянный храм, позже замененный кирпичным, вокруг которого в XVI веке возник монастырь, чей каменный облик формировался в XVII-XVIII столетиях. Тут поя­вились Успенский собор, Явленская церковь (ныне носящая имя Рождества Пресвятой Бого­родицы), Крестовоздвиженская церковь, жилые корпуса, хозяй­ственные постройки, а вне стен обители был возведен дере­вянный храм Св. Георгия. Эти строения вместе со звонницей (1828) и сегодня формируют монастырский ансамбль, орга­нично вписанный в природное окружение.