В краю озер и рек — Полоцк

Полоцк — один из самых древних городов страны. Впервые о нем упоминается в «Повести временных лет» под 862 г., но в действительности он древнее. Город возник на месте укрепленного валами детинца, расположенного в низовье Полоты — притока Западной Двины.

Полоцк. Схематический план
Полоцк. Схематический план:
1 — Софийский собор, середина XI-XVIII вв.; 2 — Спасо-Евфроси-ньевская церковь, XII в.; 3 — Богоявленская церковь, XVIII в.; 4 -дом Петра I, конец XVII в.; 5 -рядовая жилая застройка, XVIII- XIX вв.

На рубеже X — XI вв. укрепленный центр города — детинец — был смещен на юг, к месту впадения Полоты в Двину (Верхний замок). Окольный город (Нижний замок) сформировался между детинцем и старым городищем. Заполотье развивалось также как укрепленный посад. Таким образом, Полоцк имел сложную структуру плана, где доминирующее положение занимал детинец. От детинца и Окольного города вдоль Двины развивался Великий посад — самая обширная часть города. К XII в. площадь Полоцка достигала 70 — 80 га, что свидетельствует о быстром росте городской территории.

Полоцк. Софийский собор

Полоцк. Софийский собор

В процессе исторического развития каждая часть Полоцка имела систему укреплений, однако основные оборонительные сооружения были сосредоточены в детинце на высоком холме. Здесь за крепостными стенами разместились главный храм княжества — Софийский собор, дворец князя, жилье феодалов, дружинников, зажиточных ремесленников. Планировочная структура древнего Полоцка, сеть его основных улиц еще не определены археологами. Раскопки свидетельствуют лишь о том, что жилая застройка города формировалась стихийно, бессистемно. Улицы прокладывались между домами и потому были извилистые и узкие. Обнаруженные остатки бревенчатых мостовых на лагах свидетельствуют о развитии городского благоустройства.

В XVI в. Верхний замок оставался главной частью города. В 1563 — 1579 гг. русскими войсками были созданы новые деревянные укрепления, которые пришли на смену стенам и башням, сожженным во время осады. О характере изменений, происшедших в Верхнем замке, как и во всем городе, позволяет в некоторой степени судить миниатюрный рисунок С. Пахоловицкого (1579 г.), изображающий крепость, и записки капитана А. Гванини.

Полоцк. Вал Ивана Грозного

Полоцк. Вал Ивана Грозного

Первым из числа выдающихся культовых сооружений западных областей Руси можно считать Софийский собор в Полоцке, заложенный между 1044 и 1066 гг. О первоначальном виде собора имеются самые противоречивые сведения. В одних источниках он указан как семиглавый, в других — пятиглавый. Храм неоднократно перестраивался. В середине XVIII в. он был полностью видоизменен: верх его надстроен, появились две башни на новом главном фасаде. Храм был превращен в униатскую базилику с барочной обработкой (архитектор И. Глаубиц). От собора остались только отдельные части фундаментов, три апсиды, склеп и фрагменты внутренних столбов.

Сохранившиеся фрагменты позволяют полагать, что в прошлом памятник представлял собой такое же центрическое сооружение, как Киевская София, но с некоторыми изменениями и упрощениями по сравнению с последней. Его план в форме квадрата был разделен на пять нефов, перекрытых развитой системой сводов. Выделение трех средних нефов создавало иллюзию вытянутости внутренней части собора и приближало его к базиликальным постройкам.

Нарядность интерьера усиливалась многокрасочными фресками.
Одна из особенностей полоцкого Софийского собора — граненые апсиды, характерные для деревянных храмов. Ни в Киеве, ни в Новгороде такие апсиды не встречаются. Отличительной чертой собора является также отсутствие внешних обходных галерей и башен. Благодаря этому объем храма был компактным и динамичным.

Софийский собор — первый пример памятника, в котором проявились черты, свойственные искусству полоцкой земли. Впоследствии, преимущественно в XII в., в Полоцке появляются многочисленные памятники с оригинальной интерпретацией крестово-купольной системы. В настоящее время Софийский собор XI-XVIII вв, полностью отреставрирован.

Собор Спасо-Евфросиньевского монастыря, построенный между 1128 и 1156 гг. зодчим Иоанном, представляет собой шестистолпную одноглавую постройку. В ней отразились особенности общего направления древнерусского зодчества XII в. — небольшие размеры, простота плана, монументальность внешнего вида, достигнутая скупыми средствами, и фресковая роспись интерьера.

Полоцк. Спасо-Евфросиньевский собор

Наиболее характерные черты Спасо-Евфросиньевского собора (до его перестройки при ремонте в XIX в.) — преобладание наружного объема над внутренним пространством, а также ярусность композиции. Источником ярусного построения было народное деревянное зодчество. Влияние его особенно заметно в решении подкупольного постамента, состоящего из четырех трехлопастных арок. Зодчий воспроизвел в кирпиче деревянные бочки, которые нарубались над покрытиями зданий. Этот прием впоследствии стал излюбленным мотивом русской архитектуры XV — XVI вв. — многоярусные декоративные кокошники.

Известны в Полоцке еще четыре памятника культового зодчества XII в. — храмы Борисоглебского монастыря в пригороде Бельчицы на левом берегу Западной Двины. Данные летописей, литературных источников и материалы археологических раскопок указывают на обилие монументальных каменных построек в этом районе, подтверждая мысль о существовании здесь укрепленной княжеской резиденции (Н. Н. Воронин).

Полоцк. Крестовоздвиженский собор

Храмы Бельчиц различаются своим масштабом, планировочными особенностями и объемной композицией, свидетельствуют о многообразии архитектурного творчества, широком диапазоне строительного материала. Здесь и небольшая церковь-усыпальница, воздвигнутая под влиянием деревянного зодчества, — бесстолпная постройка с прямоугольной апсидой, — и оригинальная церковь с трансептом, план которой растянут, как в базиликальных храмах, и величественный трехапсидный собор.

Выделяется в монастыре церковь Бориса и Глеба, которая была построена зодчим Иоанном несколько раньше Спасо-Евфросиньевского собора. Между обеими постройками имеется композиционная общность: ступенчатое, ярусное, построение завершающей части. Все постройки Бельчиц характеризуются одинаковой техникой двухцветной полосатой кладки из кирпича-плинфы наподобие кладки церкви Спаса на Берестове в Киеве (конец XI — начало XII вв.). Контраст цветов усиливался за счет покраски мумией выступающих рядов кирпича.

После первого раздела Речи Посполитой по Западной Двине прошла государственная граница. Основная, правобережная, часть Полоцка отошла к России, а малонаселенный район Задвинья остался за Речью Посполитой. Поэтому первый проект планировки города, утвержденный в 1778 г., охватил только земли Преддвинья, Верхнего и Нижнего замков и Заполотья.

Полоцк. Богоявленский монастырь

Полоцк "Борисов камень"

Полоцк "Борисов камень"

Центральная часть Полоцка с прямоугольной системой планировки исторически сложилась к середине XVIII в. Новый план был составлен с учетом существующей уличной сети и комплексов капитальных сооружений. Прямоугольная сеть улиц получила дальнейшее развитие, стала более правильной, геометрически четкой. В определенной степени этому способствовал равнинный характер большей части городской территории.

Главная площадь города была совмещена с существующей площадью перед монументальными зданиями иезуитской академии и костела. Эти постройки вскоре были преобразованы в кадетский корпус и кафедральный Николаевский собор. В ансамбль площади вошли также различные «казенные» строения, которые придали ему новое содержание.

Большинство «казенных» зданий на площади было создано в соответствии с типовыми проектами второй половины XVIII в. Их архитектурный облик был подчинен идее создания представительного центра. При этом зодчие интересовались не столько раскрытием индивидуального содержания зданий, сколько их ролью в ансамбле. Застройка площади типовыми зданиями ускорила процесс формирования нового центра и обеспечила стилистическое единство ансамбля.

Полоцк. Памятник Франциску Скорине

Полоцк. Памятник Франциску Скорине

Полоцк. Памятник Симеону Полоцкому

Полоцк. Памятник Симеону Полоцкому

Полоцк. Памятник Евфросинье Полоцкой

Полоцк. Памятник Евфросинье Полоцкой

Полоцк. Памятник кривичам - основателям города

Полоцк. Памятник кривичам - основателям города

В центре Полоцка, кроме рассмотренных выше памятников древней архитектуры, сохранилось несколько объектов, представляющих особый историко-архитектурный интерес. Это Богоявленская церковь и монастырский корпус XVIII в. в стиле классицизм (ул. Ленина, 22, 24). Черты, присущие барокко, прослеживаются в доме Петра I, относящемся к концу XVII в. (ул.Ленина, 33).

Полоцк. Дом Петра I

Полоцк. Дом Петра I

Рядовая жилая и общественная застройка сохранилась на площади Свободы, по улицам Горького, Ленина и др. Для нее свойственна стилистика классицизма и эклектичных художественных направлений.