Перейти к содержимому

Этот древний — Новый год…

  • автор:

Сегодняшняя статья будет посвящена старинным традициям встречи Нового года у наших не менее далеких предков в продолжение ранее опубликованной статьи посвященной встрече коляд.

Празднование Нового года у многих древних народов приходилось на начало весны. Оно и понятно – тесно связанные с природой, люди почитали уравнивание длины
дня и ночи, ведущее к дальнейшему увеличению светового дня, важнейшим событием и логичным началом нового витка жизни окружающего мира. Однако так было не везде.

Тем не менее древние римляне праздновали когда-то начало нового года именно весной – до тех самых пор, пока в 46 году до н.э. Юлий Цезарь не ввел календарь, по которому сегодня живет весь мир.

Весенний праздник назывался «календы» и отмечался шумно и весело. Древние римляне знали толк в развлечениях: рождение нового года сопровождалось пирами, карнавалами,
гладиаторскими боями.

На протяжении нескольких дней все – от патриция до раба – забывали о работе, навещали друзей и близких, посещали публичные зрелища. Надо сказать, что название месяца «январь»
происходит от имени двуликого бога Януса, один лик которого обращен в прошлое, а второй – в будущее. Самый подходящий бог для праздника, отмечающего рубеж старого и нового года.

Люди украшали дома, великому Янусу приносили жертвы, а друг другу дарили финики, винные ягоды, орехи, оклеенные золотой бумагой, ветви лавра, медные монеты с изображением Двуликого. Позже пришел черед и ценных подарков. Помимо родных и близких в Новый год было принято одаривать свое начальство, патронов – сначала на добровольной основе, ну а потом, как
водится, в обязательном порядке.

Древние афиняне полагали логичным отмечать начало нового года в самый длинный день в году, день летнего солнцестояния – 21 июня. Впрочем, такой подход разделяли далеко не все греки. Так, на Делосе отмечали Новый год, напротив, в день зимнего солнцестояния, а в Беотии – и вовсе в октябре.

Вы спросите, как же они управлялись, живя по разному летоисчислению? Очень просто. Называли каждый год по главному должностному лицу того или иного города. Так, знаменитый договор 421 г. до н.э. между Афинами и Спартой – «Никиев мир» – датировался так: «При спартанском эфоре Плистоле, за 4 дня до окончания месяца артемисия, и при афинском архонте Алкее, за 6 дней до окончания месяца элафеболиона…».

Считается, что праздник начала нового года открывался шествием в честь умирающего и воскресающего бога Диониса. Свиту Диониса составляли сатиры, поющие гимны в его честь. Позднее сатиров заменили жрецы – под Новый год они собирались в окрестностях Афин,
наряжались в козлиные шкуры и блеющими голосами воспевали Диониса.

Жители Древнего Египта отсчитывали новый год с очень важного события, влияющего на всю жизнь огромного земледельческого государства, – разлива Великого Нила. В это время, предвещая грандиозное событие, на небе перед рассветом становился виден Сириус. Пора его восхода приходилась на период с июля по сентябрь (поэтому, кстати, разные источники указывают разные даты праздника).

Пышные празднества посвящались богу Нила – Хапи, богу изобилия и достатка, так как, отступая, вода оставляла на земле толстый слой плодородного красного ила, сулящий богатые урожаи. К Новому году готовили жертвенный скот и птицу, запасали драгоценные масла,
благовония и смолы. Самый последний бедняк старался к празднику сшить новый наряд, найти, чем достойно угостить родных и друзей. В дни торжеств в реку бросали свитки папируса с перечислением даров, приносимых Хапи.

В украшенные лодки ставили статуи бога Амона (с которым отождествлялся Хапи), его жены и сына, после чего суда отправляли в плавание по Нилу на месяц. В течение всего этого времени люди веселились, танцевали, пели и славили щедрых богов. Кстати, вода разливающегося Нила считалась священной, ее запасали в специальных сосудах, а потом использовали в обрядах
и приношениях.

Шумеры тоже начинали новый год с пробуждения-разлива своих главных рек – Тигра и Евфрата. Считается даже, что именно отсюда, из Месопотамии, пришла к нам традиция шумно и радостно праздновать Новый год.

Весенняя ночь в конце марта, когда на небе первый раз появлялся месяц, знаменовала наступление поры побед светлого бога Мардука над темными силами зла, разрушения и смерти. В
течение 12 дней разгульное веселье, шествия и карнавалы славили это событие. Тогда запрещалось работать, вершить суды и наказывать.

Древняя Индия приветствовала новый год 21 марта – в день весеннего равноденствия. Основной традицией, связанной с этим праздником, было загадывать желания. А чтобы они сбывались, повязывать разноцветные ленточки, вешать украшения на ветви деревьев.

В это же время отмечался древнеперсидский праздник Навруз («новый день» с персидского). Специально к этой дате в домах проращивали семена пшеницы или ячменя – появившиеся к
Новому году ростки символизировали приход весны и начало посевного сезона. Кувшины наполнялись зерном, ключевой водой и молоком – в новом году ждали щедрого урожая, благодатных дождей и богатых надоев.

В канун праздника все мирились. В утро Навруза, после завершения готовки и уборки, дом украшали гранатовыми и яблоневыми ветками и накрывали богатый стол.

Древние славяне также имели обычай отмечать Новый год с пробуждением природы. Когда березы принимались гнать сок, а солнце одерживало окончательную победу над ночью и начинало дольше задерживаться над горизонтом, наступало время этого праздника. Кстати, именно от наших предков к нам пришел обычай украшать новогоднюю елку.

Наделяющие растения в числе прочих живых существ душой, славяне таким образом искали расположения добрых духов деревьев и просили их об исполнении заветных желаний.
В Московской Руси Новый год перенесли на 1 сентября и благополучно справляли его таким образом вплоть до 1700 года, пока Петр I своим указом не сместил дату праздника на 1 января.

У кельтов старый год заканчивал ся в конце октября, а сам праздник назывался «конец лета». С 30 октября на 1 ноября жители потустороннего мира, по поверьям, приобретали особую силу и даже не стеснялись являться живым. Поэтому людям нужно было быть особенно осторожными и украшать дома оберегами – ветками омелы. Как вы уже догадались, сегодня кельтский праздник превратился в День всех святых.

Ирина Зимина
По материалам журнала ET CETERA.

Постовой:Время кризиса, жилье сейчас подешевело и продолжает падать в цене, если вам нужна
не дорогая Недвижимость в Киеве то смотрим объявления; думаете бюро находок сейчас уже не существует, а вот и нет, люди продолжают терять вещи, а значит ничего не меняется и подобные бюро остаются востребованными; Решили встретить Новый год в Одессе, обратитесь на доску объявлений по недвижимости, искать нужно по запросу сдам квартиру Одесса, желаю удачно отдохнуть!

Добавить комментарий