Краткое описание туристических объектов к туристической карте Поставы.
Памятник защитникам города
В небольшом сквере на центральной площади города разместились Аллея героев, на которой расположены мемориальные доски с именами уроженцев Поставщины, которым в годы Великой Отечественной войны было присвоено звание Героев Советского Союза. Аллея ведет к самому центру площади, где находится памятник защитникам города. Прежде здесь была братская могила, где были захоронены гвардии генерал-майор Игнатий Викентьевич Кляро и гвардии полковник Дмитрий Васильевич Хоральский, 3 августа 1944 года возглавившие защиту города от немецко-фашистских захватчиков. Позднее захоронение было перенесено в сквер в восточной части города, но монумент в центре площади до сих пор является местом поклонения.
Центральная площадь (пл. Ленина)
Рыночная площадь (так прежде называлась центральная площадь города) сформировалась задолго до Антония Тызенгауза (1733 — 1785). В 1628 г. она была центром Постав и здесь располагался костел с плебанией, 6 дворов торговцев и ремесленников, а также корчма. К площади сходились 4 улицы: Лучайская (Красноармейская), Виленская (Советская), Задевская (17 Сентября) и Браславская (Ленинская). После того, как Поставы перешли во владение Антония Тызенгауза, площадь преобразовывается: это уже ансамбль каменных сооружений в стиле барокко. Специалисты склоняются к мнению, что строительными работами руководил приглашенный из Италии зодчий Джузеппе де Сакко. Сегодня уцелела третья часть прежнего ансамбля площади — 8 построек, из них 5 ремесленных домов, дом для заезда, лечебница и школа. Центральное место на площади занимал рынок.
Дом врача
В юго-западной части площади разместилось здание аптеки, во времена Тызенгаузов — «каменица двухэтажная, в которой внизу для доктора, а наверху земская канцелярия». Дом врача находился на углу Виленской улицы, был крыт черепицей. На первом этаже сени (коридор), вход в подвал; направо располагались три комнаты, налево — комната и кухня с печкой. По лестнице можно было попасть на второй этаж. На чердаке был склад для утвари. Трудно определить, являлся ли первый этаж дома лечебницей или только жильем доктора. Исходя из того, что наверху помещалось общественное учреждение и сам дом выходил на многолюдную площадь, следует заключить, что даже если в доме и жил врач, то, скорее всего, он здесь же и вел прием больных. А это значит, что в здании нынешней аптеки вот уже на протяжении 250-ти лет медицинское учреждение.
Дома ремесленников
Из ансамбля каменных зданий, возведенных в середине XVIII века, сегодня уцелели 5 ремесленных домов. Все эти домики, покрытые голландской черепицей, были одноэтажными, с мансардами. Их конструкция интересна тем, что только фасадная стена являлась кирпичной, остальные — деревянными. Это было более экономично, а у стоящего на площади создавалось ощущение, что вся она застроена в камне. Сохранились описания этих сооружений: «спереди были лавки, а сзади жил хозяин». Главный вход, расположенный на одной из продольных сторон дома, вел в переднюю. Одна из стен передней отделяла жилую часть от двух больших производственных помещений, выходящих на площадь. Семья ремесленника занимала и мансарду.
Городской парк
На ул. Советской (прежде Виленской) находится вход на территорию городского парка, который в середине XVIII века был частью пейзажного парка вокруг дворца Тызенгаузов. Парк на придворцовой территории занимал площадь 10 га и был разделен на две части: старый и новый. Старая часть парка занимала территорию к северу от дворца, имела регулярную планировку и была оформлена в виде прямоугольника, при Антонии Тызенгаузе она продолжилась липовыми аллеями вдоль каналов, соединявших озеро Круглое с рекой Мяделкой. Эти каналы сохранились до наших дней и стали неотъемлемой частью парка. Центральная аллея парка выводит к амфитеатру, где проходят все городские праздники, а также международный фестиваль народной музыки «Звiняць цымбалы i гармонiк».
Церковь Святого Николая
Неотъемлемой частью площади является православный храм — Свято-Николаевская церковь. В исторических документах православная церковь впервые упоминается в инвентаре за 1628 г. В 1815 г. деревянная церковь сгорела. Владелец города Константин Тызенгауз отдал под храм двухэтажный каменный дом в западной части площади.
В конце XIX века возникла необходимость строительства нового храма. Но там, где прежде стояла церковь, евреи разместили свои дома и торговые лавки. Решение пришло неожиданно. В 1886 г. Поставы постигло несчастье — выгорела лучшая, центральная часть местечка. «Таким образом, волею Всевышнего плац этот был очищен от еврейских построек пожаром», — констатировал впоследствии священник Гавриил Пигулевский. Закладка храма была начата 1 августа 1891 г., и уже в мае 1894 г. церковь освятили. Новая Поставская церковь по своему облику представляла самый величественный храм в округе.
Костел Святого Антония Падуанского
Визитной карточкой города можно считать костел Святого Антония Падуанского и Непорочного Зачатия Наисвятейшей Девы Марии (1880 — 1887; по другим данным, 1898 — 1904 гг.), который возвышается на полуострове на правом берегу реки Мяделки. Появлением этого костела Поставы обязаны роду Пшездецких. Стараниями архитектора Артура Гойбеля храм расположился на холме, где еще в XVII в. был заложен костел и монастырь францисканцев. Храм представляет собой однобашенную базилику с пятигранной апсидой. Величие костелу придает многоярусная шатровая башня высотой 52 метра.
В мае 1989 года, спустя ровно сорок лет после закрытия, храм возвращен прихожанам. До 1995 года ксендзом-пробащем был Ян Шуткевич, при котором началось быстрое восстановление храма, некоторые богослужения переведены на белорусский язык.
19 мая 2009 года на фасаде костела появились часы, которые отбивают самое точное время в городе, сверяя его со спутником.
Дворец Тызенгаузов
На окраине города, в южной его части расположился дворцово-парковый ансамбль, заложенный в 60-е гг. XVIII века на левом берегу Мяделки графом Антонием Тызенгаузом. В инвентаре 1783 года описаны два каменных одноэтажных дворцовых флигеля — кухонный и конюшенный. При Софии Хоминской, племяннице Антония Тызенгауза, дворцовый комплекс дополнился еще двумя флигелями. Связать четыре отдельно стоящих корпуса в единое целое предстояло Игнатию Тызенгаузу, сыну Михала, родного брата Антония. «Квадрат» создавали северный, восточный (соединительный) и южный одноэтажные корпуса, а также ограда с брамой с западной стороны. При Константине Тызенгаузе была произведена реконструкция комплекса: к северному флигелю достроен «подъезд с колоннадой, смотрящей на местечко».
Каменная мельница
При реке Мяделке, на правом ее берегу, некогда стояла не сохранившаяся до наших дней деревянная мельница «о двух поставах». Водяная мельница в плане представляла собой вытянутое вдоль реки небольшое прямоугольное сооружение, крытое гонтом и повернутое фасадом к улице Лучайской (ныне Красноармейской). Нынешнее каменное здание мельницы стоит на том месте, где прежде было деревянное, сгоревшее во время большого городского пожара в 1815 году. В документах 1866 года мельница названа одним из наиболее значительных каменных строений в Поставах. В конце XIX века началась перестройка водяной мельницы, и начало XX века она встретила уже обновленной — трехэтажным каменным зданием. В 1956 году мельница перестала функционировать (из-за неопытности молодого мельника жернова вышли из строя). С 1994 года в здании находится Дом ремесел «Стары млын».
Заезжий дом (аустерия)
В северо-западной части площади расположено здание, фасадом напоминающее дом врача. Именно здесь в середине XVIII века разместилась аустерия (от итальянского osteria — харчевня, польского austina — странноприимница). Именно так с 1706 года с легкой руки Петра I стали называть каменную корчму. В документах сказано — «каменица двухэтажная казенная для заезда». Сегодня внутренняя планировка изменена, но дом сохранил свой прежний внешний облик. При всей простоте декор фасада очень выразителен. На кирпичную плоскость нанесена как бы сетка из широких лент кладки. Образуемые ею вокруг окон прямоугольные углубления дополнены подобием замковых камней и оконными обрамлениями — широко распространенный в Беларуси в середине XVIII века прием. И заезжий дом, и дом врача замыкали ряд побарочному затейливых домов ремесленников. Сооружения служили законченным завершением флангов западной стороны площади. Оба здания, и аустерия, и дом врача, совпадают по внешнему облику и габаритам. Сегодня в стенах бывшего заезжего дома размещается Поставский районный краеведческий музей.
Памятник Константину Тызенгаузу
Константин Тызенгауз (1786-1853) — не менее достойный потомок своего великого предка, превративший город в европейский научный и культурный центр. В северной части дворца находился орнитологический музей, в котором было представлено несколько тысяч видов птиц и яиц. При музее была библиотека. Собрание книг не уступало собраниям книжных центров больших городов. Собственные книги Константина по орнитологии до сих пор не утратили своей научной значимости. В честь этого выдающегося ученого названы один из видов пчел и два болотных растения.
Во дворце Константин разместил картинную галерею, которая насчитывала около 600 экспонатов (кроме портретов представителей рода Тызенгаузов, картин белорусских и польских живописцев — современников Константина, коллекцию составляли оригиналы полотен всемирно известных художников: Леонардо да Винчи, Питер Рубенс, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель).
Памятник Антонию Тызенгаузу
На территории уютного парка, разбитого вокруг дворца по инициативе руководителя Поставского PTM0 В.Н.Чекавого, установлен камень, на месте которого планируется разместить памятник А.Тызенгаузу. Антоний Тызенгауз — известная личность в белорусской истории эпохи Речи Посполитой: реформатор, подскарбий надворный литовский, основатель мануфактур в Поставах и Гродно, — он внес огромный вклад в экономическое развитие края. «К числу найвыдающихся деятелей правления Станислава Августа Понятовского принадлежит Антоний Тызенгауз», — так скажет о нем в XIX веке известный историк и этнограф Адам Киркор. В числе его заслуг открытие школы землемеров, осушение болот, строительство дорог, мостов и удобных заезжих домов. Но прежде всего А.Тызенгауз попытался перестроить свое родовое имение Поставы, превратив его в один из культурно-промышленных центров.
При написании поста использовались фотографии с ресурсов: photocentra.ru и zundercom.narod.ru.