Сапеги, Румянцевы, Паскевичи, Чапские, Тизенгаузы… В их роскошных дворцах, богатых родовых имениях и усадьбах, возведенных известными зодчими, витал дух просвещения, встречались люди образованные и прогрессивно мыслящие.
Гордостью владельцев были с любовью собранные огромные библиотеки, коллекции картин и оранжереи с редкими для наших широт растениями. Граф Пусловский, например, имел домашний зверинец, Сапеги удивляли театром и самой крупной в Великом Княжестве Литовском библиотекой, Тизенгауз создал орнитологический музей…
Древние стены хранят рожденные народной молвой легенды о кладах, привидениях и поземных лабиринтах.
К большому сожалению до нашего времени сохранилось очень мало усадеб, а те что еще сохранились, иногда имеют весьма непрезентабельный вид, и влачат жалкое существование. Однако некоторым из дворцов и усадеб повезло больше, чем остальным, и у нас есть возможность посмотреть на прекрасные шедевры прошлого.
Сегодня начинаю серию небольших экскурсов по сохранившимся дворцам и усадьбам Беларуси, которые неприменны, на мой взгляд, к посещению! Сегодня первый экскурс посвященный дворцу Румянцевых-Паскевичей.
Дворец Румянцевых-Паскевичей стоит на крутом берегу реки Сож в роскошной оправе романтического пейзажного парка. Первым владельцем и строителем стал фельдмаршал Петр Александрович Румянцев-Задунайский, которому «деревеньку Гомель» преподнесла Екатерина II в качестве подарка за военные заслуги. Стараниями владельцев усадьбы — семей известных в Российской империи военных и государственных деятелей Румянцевых и Паскевичей — создавался уникальный природно-архитектурный ансамбль.
Сегодня это один из самых привлекательных для туристов объектов. В него входят дворец, собор Святых Петра и Павла, недалеко от которого — часовня и фамильная усыпальница Паскевичей. Кстати, часовня стала первым памятником, отреставрированным в республике после войны.
В экспозиции комплекса собрано более 150 тысяч экспонатов, есть среди которых истинные раритеты. К сожалению, многие ценности бесследно исчезли. Однако счастливые находки порой случаются. Так, вернулась из Воронежа бронзовая богиня Мир, когда-то охранявшая покой канцлера. Это одна из трех копий мраморной скульптуры итальянца Антонио Канове.
Гомельская богиня повторена в металле (35 пудов бронзы) питерским мастером Депут-Малиновским. Настоящее сокровище дворца — экземпляр Евангелия Петра Мстиславца, датированный 1575 годом, — попал в музей в наши дни.
Дворцовый парк — великолепный образец паркового искусства конца XVIII — начала XIX вв. Планировкой ландшафта занимался польский архитектор Адам Идзковский. Его кисти принадлежит полотно с видом дворца (это изображение размещено на 20-тысячной купюре), реконструкцией и достройкой которого он руководил.
В посте использовались фотографии с сайта «Глобус Беларуси».